Формирование законопослушного поведения детей

Видеоролик «Мы против суицида» https://www.youtube.com/watch?v=0O9OI508mAM

- Методика по формированию законопослушного поведения обучающихся на 2018-2020 годы

- Программа "Воспитание законопослушного гражданина" (срок реализации до 2026 года)

- Программа по профилактике зависимости от психоактивных веществ "Твоё здоровье"

- План мероприятий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений и суицидов несовершеннолетних, а также по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения, защиты их прав и законных интересов 2020 - 2021 учебный год


Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

- В теории нарушить закон может любой человек, но на практике не каждый способен преступить черту. Взрослые люди руководствуются правилами морали, этики, знанием закона и другими аспектами общественной жизни. Дети же не всегда могут объективно оценивать мотивы и результаты своих поступков. Основной причиной того, что несовершеннолетние идут на преступления, является их неспособность анализировать серьезность действий и то, что зачастую они ассоциируют свои поступки с увлекательной игрой, - говорит начальник отделения по делам несовершеннолетних межмуниципального отдела МВД России «Гусь-Хрустальный» майор полиции Ирина Зотова.

Действующее законодательство предоставило детям права, которые они могут реализовать, начиная с 10 лет, а в 14 подростки уже могут быть привлечены к уголовной ответственности. В зоне риска находятся дети, ранее совершившие преступления, из неблагополучных семей, попавшие под влияние дурных лиц (психологически неустойчивые), попавшие в запрещенные группировки и объединения, мало занятые и не увлеченные (секциями, кружками), не знающие закон и уверенные в безнаказанности.

Дети совершают административные и уголовные правонарушения, которые в свою очередь делятся на преступления и проступки (от хулиганства и мелких краж до тяжких преступлений). Ответственность за преступление ложится на плечи самого подростка и его родителей (законных представителей).

Ирина Анатольевна поясняет, что приучать ребенка к нормам жизни в обществе следует с детства. Родители обязаны привить ребенку правила этикета, помочь понять, что есть свои вещи, а есть чужие и они неприкосновенны. Ребенок четко должен осознавать границы плохого и хорошего, понимать, за что могут наказать, а за что похвалить.

Родителям следует акцентировать внимание детей на ответственном поведении, необходимости и важности отвечать за свои действия. Показывайте также положительный результат от стремлений исправить свои ошибки, показывайте возможность исправления сделанного. Дети должны знать цену деньгам, уметь ими распоряжаться, планировать свои траты, исходя из семейных возможностей. И самое главное - демонстрируйте детям собственный положительный пример. Ведь чему бы вы их не учили, поступать они будут так же, как вы. Семья - важное звено в системе своевременной профилактики преступлений среди детей, родителям принадлежит огромная роль в воспитании подрастающего поколения.

Незнание закона не освобождает Вас, родителей, от ответственности, - напоминает начальник ПДН.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышенная эффективность их профилактики.

Актуальность данной проблемы продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков «группы риска», которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.

С каждым годом растет количество подростков «группы риска» в школе, а вместе с тем возникают проблемы, которые они не могут самостоятельно осознать, а тем более разрешить их, - разъясняет майор полиции Ирина Зотова.

Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.

Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Как сказано ранее, одной причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними является их не организованный досуг.

Незанятость подростков, большой объем свободного времени, бесцельное времяпровождение в компаниях ведет к совершению преступлений и правонарушений, и как следствие, к росту подростковой преступности.

Именно родители должны помочь найти ребенку интересные кружки или секцию, увлечь и постараться поощрять увлечение. Тогда у него не будут возникать мысли совершать противоправные деяния.

В преддверии новогодних праздников еще раз напоминаю родителям о необходимости осуществления контроля за своими детьми, соблюдения, так называемого, «комендантского часа» для несовершеннолетними. Согласно действующему законодательству подростки в возрасте до 17 лет не могут находиться на улицах и в общественных местах без родителей (законных представителей).

Уважаемые родители! Будьте ближе к своим детям, разговаривайте с ними, интересуйтесь жизнью и проблемами, помогайте находить правильный выход из сложных ситуаций и тогда они будут только радовать вас. Ведь, еще в 18 веке великий французский философ Вальтер сказал: «Только слабые совершают преступления, сильному и счастливому они не нужны!»

МО МВД России «Гусь-Хрустальный»


«ЗРЯ ТЫ ДУМАЕШЬ О СМЕРТИ…»  РОДИТЕЛЯМ О ПОДРОСТКОВОМ СУИЦИДЕ

По данным Следственного комитета РФ, в 2017 году произошло 692 суицида несовершеннолетних, в 2018 году больше на 14 % – 788 суицидов. В статистику входят только доказанные случаи. Суицидальные попытки, когда ребенка удалось спасти, в эту цифру не входят, часто оставаясь «личным семейным делом». Любая суицидальная статистика всегда приблизительная, но даже примерные цифры внушают серьезные опасения. Следовательно, суицидологом можешь ты не быть, а основы предупреждения суицидального поведения знать обязан. Большинство случаев относится к крупным городам. Чем больше город, тем меньше уровень вовлеченности окружающих в дела семьи, чаще подростки остаются со своими проблемами один на один, ниже альтруистическая активность. Чем меньше населенный пункт – тем лучше жители знают друг друга, ситуация вокруг ребенка как на ладони, нормы взаимовыручки выше, больше шансы получить помощь. АГРЕССИЯ,

НАПРАВЛЕННАЯ НА СЕБЯ

Выделяют три формы аутоагрессии в зависимости от осознанности и целенаправленности: Суицид или суицидальные попытки – осознанные действия, целью которых является завершение жизни. Суицидальные эквиваленты – неосознанные действия без цели завершения жизни, которые могут приводить к незапланированному летальному исходу (например, непредвиденные травмы, виктимность, рискованное поведение). Самоповреждения – осознанные действия без цели завершения жизни, направленные на причинение неопасного вреда телу. В случае обнаружения суицидальной попытки, суицидальных эквивалентов или самоповреждений ребенка необходимо показать детскому психиатру, чтобы исключить проблемы со здоровьем; после этого рекомендуется курс психотерапии, чтобы скорректировать нежелательные поведенческие проявления и помочь родителям и ребенку выработать новые стратегии совладания с ситуацией.

ПРИЧИНЫ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА

Социальные факторы: частые конфликты с близкими, дистанцированность и отчужденность в контактах с родителями, суицидальное поведение в семье, проблемы в психическом здоровье, физическое или сексуальное насилие, буллинг (травля) в школе, травмы первой любви, переживание смерти близкого человека, алкоголизм, наркозависимость одного из родителей1. Профилактикой будут: близкие и доверительные отношения с родителями, здоровая психика близких и своевременные обращения за помощью к психологу или психиатру, физическая безопасность ребенка, адекватный здоровый образ жизни родителей, воспитание уверенности, критичности, коммуникативной компетентности. Опасный возраст – подростки в разных сочетаниях и с разной силой собирают в своем возрастном кризисе чувства изоляции, беспомощности, ощущение безнадежности и собственной незначимости – эмоции, способствующие суицидальной активности. Они наиболее уязвимы, поскольку их жизненные возможности быть субъектом, автором действия возросли, но механизмы психологической защиты еще слабые, формирующиеся. В подростке одновременно живут вызывающее хамство и самоуверенность с ранимостью и чувствительностью. Что бы ни вытворял ваш подросток, ему все еще очень нужна помощь и поддержка взрослого. Как в той детской истории про папу пингвина, решая вопрос «Отшлепать или обнять?», выбор лучше делать в пользу последнего. Чем более конфликтно ведет себя подросток, тем больше он нуждается в «теплом» взрослом. Даже демонстративная попытка суицида, из желания напугать родителей, случайно может закончиться летальным исходом. Ко всем проявлениям суицидальной активности подростка (высказывания, угрозы, действия) следует относиться максимально серьезно. «Эффект Вертера» – подражательные самоубийства. Суицидальный поступок воспринимается подростками как эффектный, драматический признак смелости. Способствуют такому видению суицида судьбы известных актеров, музыкантов, широкое освещение в интернете случаев подросткового суицида. Обратите внимание на сферу увлечений подростка и оцените благополучие представленных там персонажей. Не нужно пугаться интереса старших подростков к теме смерти – он соответствует возрастным особенностям. В юности свойственно переосознавать жизнь с точки зрения ее конечности и распределения имеющегося жизненного времени. Насторожить должна чрезмерная поглощенность ребенка личностью, закончившей жизнь преждевременно и по собственной инициативе (К. Кобейн, Ч. Беннингтон и др.).

ПРИЗНАКИ ПОВЫШЕННОГО СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

Частые жалобы, капризы, сосредоточенность на своих страданиях, слезы; злобная депрессивность, раздражительность; ненависть к благополучию других людей; снижение двигательной активности, отказ от деятельности (все время лежит); необоснованно рискованные поступки; отсутствие позитивных планов на будущее, пессимизм, самообвинения; оценка прошлого в негативном ключе, выискивание старых обид; безразличие к себе и окружающим, прекращение заботы о внешности; физические симптомы: стесненное дыхание, головная боль, проблемы со сном, чувство физической тяжести, нарушение менструального цикла; раздаривание собственных любимых вещей или преподнесение «прощальных» подарков окружающим; сообщения о суицидальных намерениях в шутку или в форме обещаний; рассуждения о том, что жизнь зависит от конкретного человека или его отношения («Жить без нее не могу», особенно в период первой влюбленности); поиск информации о способах суицида2. Если вы наблюдаете у ребенка перечисленные выше проявления – возможно, нужно понаблюдать за ребенком более пристально и в случае необходимости обратиться к специалисту.

АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Уровень суицидального риска будет значительно ниже, если в жизни подростка присутствуют: эмоциональная привязанность (родные, друзья, любимые педагоги, домашние животные); родственные связи и обязанности (помощь старшим, забота о младших); чувство долга, чести (представления об ответственности, сферы, в которых подросток берет на себя ответственность в школе и дома); ценность жизни как таковой (как дара свыше, как возможности сделать что-то полезное); наличие планов на будущее и цели жизни (прогнозирование, умение ставить ближние и долгосрочные цели); здоровый образ жизни (культура заботы о физическом «Я»); умение видеть возможности, воспринимать жизнь позитивно (умение принимать трудности как посильное испытание, как возможность научиться чему-то новому); вера, духовность (принадлежность религии). Список антисуицидальных факторов можно использовать как тест: представьте вашего подростка и оцените, насколько свойственны ему эти качества по пятибалльной шкале. Если у вас получилось большинство 4 и 5 – отлично. Если нет – вы видите по цифрам от 1 до 3, в каких направлениях имеет смысл поработать. Создавая близкие, доверительные отношения с подростком, родители мягко отслеживают эмоциональное состояние ребенка, присутствующие в его жизни стрессовые факторы, переживания, смену интересов. Внимательное отношение к ребенку, налаженное взаимопонимание, укрепление внутренних ресурсов личности подростка (уверенности, самоуважения, критичности мышления) является основной профилактикой суицидального риска.

Обновлено 13.01.2021 18:06